воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Принятие себя или личностный рост

Как вы сохраняете баланс между самопринятием и стремлением расти и улучшать себя? С одной стороны, хорошо принимать себя таким, как есть... со всеми своими ошибками и прочим, ведь так? Но с другой стороны, хорошо ставить цели и стремиться к чему-то лучшему. Как вы разрешаете этот конфликт?

Действительно ли компромисс - это наилучшее решение?

Я думаю, что большинство людей просто идут на компромисс. Они не принимают себя полностью такими, как есть, но и не посвящают себя целиком, в течение всей своей жизни личностному росту. Все же, я думаю, что это неудовлетворительное решение. Почему не сделать
и того и другого? Почему не принять себя полностью - таким, как есть, и не посвятить себя целиком, в течение всей своей жизни своему личностному росту? Разве нельзя наслаждаться и тем и другим? Есть ли способ обойти этот внешний конфликт?

Я часто получаю публично и частным образом обратную связь о том, что раз я так абсолютно привержен личностному росту (что должно быть очевидно любому, кто изучал этот сайт более нескольких минут), то, следовательно, я должен не любить себя и не принимать себя таким, как есть на данный момент. Предполагается, что, поскольку я продолжаю предпринимать усилия, чтобы расти еще другими новыми способами, то должен жертвовать самопринятием.

Линейный образ мыслей

Но почему кажется, что существует конфликт между самопринятием и ростом? Я думаю, этот конфликт фактически результат определенного образа мыслей. Я буду называть его линейным образом мыслей.

Согласно линейному образу мыслей, жизнь похожа на точку, которая движется по отрезку на прямой. Ваша жизнь - это путешествие сквозь время. Конечные точки представляют собой рождение и смерть. Точки позади вас - это ваше прошлое. Точки впереди - ваше будущее. А текущий момент - маленькая точка на этой временной линии, которая медленно движется по направлению к вашей смерти.

Каждой точке на линии жизни можно присвоить определенный уровень качества. Вы можете посмотреть на любую точку на линии и оценить ваше состояние в данной точке. В любой отдельный день вашей жизни (прошлое, настоящее или будущее) вы можете спросить: Где я живу? Какая у меня работа? Каков мой капитал? Кто мои друзья? Какие у меня отношения с людьми? Сколько я вешу?

Самопринятие или личностный рост

В рамках такой парадигмы совершенно естественно появление конфликта между самопринятием и личностным ростом. Как только вы начинаете присваивать точкам вашей жизни более высокое или более низкое качество, чем у других, у вас появляется способ сравнивать какую-либо точку с любой другой. Какова ваша настоящая жизнь в сравнении с тем, что было пять лет назад? Богаче ли вы? Счастливее ли? Здоровее ли?

Теперь вам нужно решить, насколько вы хотите улучшить свое положение в течение жизни. Вы можете посчитать свое текущее положение подходящим для вас и предпочесть просто поддерживать его, или вы можете стремиться к чему-то большему. Вы также можете придерживаться убеждения, что ваша жизнь в основном находится вне зоны вашего контроля, и в этом случае лучшее, что вы можете сделать, - это научиться принимать любые результаты, какие бы вы ни получали вне зависимости от того, как вы могли бы оценить их качество.

Чем больше вы принимаете то, где находитесь, тем меньше у вас мотивации к росту. И чем больше вы прикладываете усилий, чтобы расти, тем меньшее удовлетворение получаете от вашего текущего положения. В итоге вы качаетесь то взад, то вперед, переходя от самодовольства к крайней целеустремленности.

Ограниченность линейного образа мыслей

Линейный образ мыслей очень распространен, особенно в западном мире. Мы любим все измерять и всему присваивать степени и строчки в рейтингах. Какая машина в этом году лучше всех сберегает топливо? Повысила ли компания X свою прибыль по сравнению с прошлым годом? Насколько я здоров и в какой физической форме нахожусь?

И такой образ мыслей, конечно, ценен, особенно в бизнесе. Я не говорю, что это в основе неподходящий взгляд на вещи.

Но есть области, где такая модель работает, и есть области, где она не работает. И одна из областей, где она работает плохо, - это ваше представление о самом себе.

Попытка применить линейный образ мыслей к представлению о себе создает конфликт между самопринятием и ростом. Вместо того чтобы просто оценивать разные стороны своей жизни и отмечать, как они изменяются со временем, вы отождествляете себя с ними. Я богаче, чем был в прошлом году. У меня чаще, чем раньше, бывает депрессия. Раньше я занимался телемаркетингом, а теперь я менеджер по продажам.

Когда вы отождествляете себя с тем положением, которое занимаете в жизни, то включаете в картинку свое эго. Тогда ваше самоощущение зависит от вашего положения.

Если жизнь для вас - это в основном покорение новых высот (лучшее здоровье, больший капитал, лучшая должность), тогда что же случается, если ваше положение ухудшается, возможно, даже очень сильно, например, вас обвиняют в тяжком преступлении?

Мы все переживаем неудачи. Это только вопрос времени. Если ваше самоуважение основывается на вашем положении, тогда вы сильно страдаете, когда оно ухудшается. Что случится с вашим самоуважением, если вы потеряете все свои деньги? Что если вы прибавите в весе на 50 фунтов? Что если жизнь круто обошлась с вами? Если вы потеряете свое положение, потеряете ли вы и свое прежнее самоощущение?

Даже большую трудность, чем действительная потеря, представляет собой преждевременное беспокойство о возможности потери. Вы можете сами себя сдерживать из страха зависимости от определенного положения. Если вы остаетесь внизу, то и падать невысоко, когда дела пойдут плохо. Набрать несколько фунтов за время отпуска не так болезненно, когда у вас и так уже 50 фунтов лишнего веса. Разориться не так страшно, когда на вашем счете только тысяча долларов по сравнению с тем, когда вы мультимиллионер. И насколько могут ухудшиться ваши отношения, если положение и так отвратительное или отношений нет?

Возможно, оставаясь в лагере посредственности, вдали от успеха, вы предохраняете свое эго от неизбежных неудач. Вы знаете, что даже самые успешные в мире люди терпят неудачи. Итак, зачем рисковать и подвергать себя таким резким взлетам и падениям? То, что поднимается, должно опуститься, ведь так?

Главная проблема в том, что, основывая свое самоощущение на чем-то изменчивом, таком как текущее положение любой измеримой части вашей жизни, вы будете страдать тем или иным образом. Либо вы будете прилагать усилия, чтобы достигать, достигать, достигать, а затем, страдать эмоционально из-за того, что дела пошли хуже, либо вы будете болезненно привязаны к результатам, так что сможете пожертвовать своими этическими принципами, чтобы сохранить свое положение. Или вы удовольствуетесь гораздо меньшим, чем то, на что вы способны, и, скорее всего, будете все время упрекать себя за лень и чрезмерное откладывание на потом - вас все время будет преследовать сознание того, что все у вас могло бы быть лучше. Или, наконец, вы можете решить удалиться от общества, чтобы избежать этого мучительного процесса; и опять ваши достижения гораздо ниже вашего потенциала.

За пределами линейного образа мыслей

В целом, это ситуация выиграть-проиграть, не так ли? В чем-то вы должны идти на компромисс. Вы не можете играть на 100% в игру своего роста и в то же время принимать себя и наслаждаться каждым моментом своей жизни, ведь так? Или можете?

Позвольте предложить вам другую модель.

Что бы произошло, если бы вы не основывали свое самоощущение на изменчивом положении в жизни, а строили его на чем-то постоянном и неизменном? Перестаньте отождествлять себя с любой формой статуса, выберите вместо этого что-нибудь неуязвимое... например, чистую идею, затронуть которую не может ничто в этом мире. Примеры включают в себя безусловную любовь, служение человечеству, веру в высшую силу, сострадание, ненасилие и т.д.

Конечно, я не первый, кто предлагает что-то подобное. Стивен Кови писал об этом в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей». Он называет это «истинным севером».

Когда вы основываете свою жизнь на неизменных принципах, идете к «истинному северу», вы все еще можете измерять различные параметры своей жизни и отмечать, как они изменяются со временем, но вы не делаете их частью своей личности. Следовательно, вы сохраняете самоуважение вне зависимости от конкретных обстоятельств.

Это непросто. Кови сам признает, насколько это трудно лично для него. Но вам и не нужно быть совершенным, чтобы получить результаты от такого подхода к жизни. Даже небольшое движение в этом направлении уменьшит конфликт между самопринятием и ростом. По сути, вы получите лучшее от того и другого.

Отделить положение от личности

Основывая самовосприятие на постоянном, вы отделяете свое положение от вашей личности. Это позволяет безусловно принимать себя таким, как есть, и при этом смело играть в позиционную игру роста, вне зависимости от результата. Больше нет конфликта между самопринятием и ростом, потому что теперь они относятся к разным сферам. Вы отделили свою личность (самопринятие) от вашего положения (роста).

Принципы «истинного севера» у Кови основываются на эффективности, мои - на самореализации. Таким образом, они несколько отличаются, но, конечно, во многом они совпадают. Например, один из моих принципов - это служение всеобщему наивысшему благу. Это близко к принципу выиграть-выиграть у Кови. В любом варианте этот принцип не зависит от положения. Вы можете оказаться бездомным и забытым или богатым и знаменитым и при этом служить всеобщему наивысшему благу или мыслить по принципу выиграть-выиграть. Эти принципы не зависят от обстоятельств. Обстоятельства только влияют на то, как вы будете применять их.

Отделить эго от результатов

Если бы прямо сейчас мне нужно было посмотреть на свою жизнь, я бы оценил ее на отлично с позиционной точки зрения. то есть с точки зрения роста. На прошлой неделе три мои статьи попали в популярный список сайта delicious (одна из них на первом месте), две были взяты reddit, одна digg, одна - fark, одна - furl, и одна - spurl.

На той же неделе мой сайт получил 320 000 посетителей и 664 000 просмотров страниц, а также я побил свой рекорд дохода с Google Adsense ($330.69 за 12 апреля). В четверг я дал интервью журналу, в пятницу я дал интервью в синдицированной радиопрограмме, а в субботу я вступил в национальную ассоциацию ораторов Лас Вегаса и сходил на первую встречу, на которой в качестве приглашенного оратора выступал Лау Геклер.

Сегодня мы с семьей и друзьями пойдем в парк, на пасхальный пикник, и я посвящу остаток дня развлечениям и отдыху. С позиционной точки зрения, все отлично. Множество блестящих результатов.

Но если мое самоуважение и личность начнут слишком сильно зависеть от этих внешних результатов, я сам начну готовить свой будущий провал. Когда маятник качнется в другую сторону (а он в итоге когда-нибудь качнется), я буду разочарован своими неблестящими показателями. А отсюда ведет скользкий путь в царство эго, привязанного к результатам. Что случится, если в какой-то момент упадет мой трафик или доходы? Я начну либо сопротивляться тому, чтобы принять текущую ситуацию, либо замкнусь в своей скорлупе и на некоторое время соглашусь на посредственность, либо стану делать вид, что все хорошо, подобно компании Enron. Ничто из этого не будет хорошим решением.

Решение выше... Как можно отчетливее разделять личность и положение. Я обнаружил, что две практики очень помогают в этом: ведение дневника и медитация. Я занимался и тем и другим многие годы, и две эти практики помогают мне держать направление по своему внутреннему компасу на истинный север, на принципы, которые не изменятся в течение моей жизни. Я основываю свое самоощущение на постоянных принципах, таких как служение, осознанность и мир. Эти принципы не меняются, таким образом, мое глубочайшее самоощущение остается тем же. Это облегчает полное принятие того, кто я есть в каждый момент времени. Но, с позиционной точки зрения, я при этом могу получать удовольствие от роста своего благополучия и играть в полную силу, не соглашаясь на слабые достижения.

Если я не занимаюсь этими практиками слишком долго (более нескольких недель), я постепенно теряю направление на истинный север. На меня начинает влиять преобладающая в обществе позиция, которая отождествляет людей и их положение. Например, когда я проводил эксперимент по полифазному сну, некоторые люди начали отождествлять меня с полифазным сном. И это хорошо, до тех пор, пока они не стали чересчур привязываться к этой паре (личность и положение). Положение всегда временно, так лучше не привязываться к нему чрезмерно... ни к своему, ни к чужому. Если бы я попал в ловушку полной привязки своего эго к положению человека, занимающегося полифазным сном, это стало бы проблемой. Эго сопротивляется изменениям положения, оно воспринимает их негативно - оно не любит быть неправым. В этом случае, возможно, я продолжал бы практиковать полифазный сон даже тогда, когда он уже не служил мне также хорошо, как монофазный.

Начинали ли вы когда-нибудь в своей жизни связывать положение человека и его личность? Не выводите ли вы свое самоощущение из чего-то переменчивого и уязвимого, как, например, ваш доход, ваша должность, ваши отношения или другая форма статуса? Сколько энергии вы вкладываете в то, чтобы из страха защищать эти уязвимые позиции?

Когда вы освобождаетесь от привязанности к своему положению, вам уже не нужно защищать его. Мне не нравилось, когда люди начинали присваивать мне ярлыки, такие как «интернет-король полифазного сна» (не мои слова)... потому что если вы король, то у вас есть королевство, которое нужно защищать. Люди любят нападать на королей просто из-за их королевского статуса. Я бы не хотел, чтобы меня воспринимали как короля какого-либо положения, поскольку я не хочу тратить свою жизнь на защиту чего-то временного, что в любом случае придет в упадок. Попытка защищать свою позицию, как если бы она была вашим настоящим, - это заранее проигранная битва. Никакое положение в вашей жизни не продлится долго, так лучше не слишком привязываться к нему. Наслаждайтесь им, пока оно длится, но не ищите в нем себя.

Когда вы основываетесь на чем-то постоянном, тогда ваше самоощущение практически неуязвимо. На вашу позицию могут нападать, и вы можете защищать ее, если хотите, но вы не будете вынуждены защищать ее из иррационального страха. Когда ваша позиция станет уязвимой, вы не будете ощущать, что нападают лично на вас.

Наслаждение внутренним спокойствием

То, что я действительно получаю от этого, - это внутренний покой. Когда вы разделяете свое самоощущение и свое положение в трехмерном мире, ваше положение может изменяться как у человека, катающегося на американских горках, и вы можете, что бы ни происходило, внутренне оставаться в покое. Вам не нужно отступать и совершенно бездействовать. Вы можете получать удовольствие от своих амбициозных достижений и ставить и достигать цели, как безумный, - и хорошо проводить время, занимаясь всем этим. Пока вы не ищете себя в этих изменчивых результатах.

Если вы обнаружили, что попадаетесь в ловушку вашего эго, добавьте в свою жизнь несколько практик, таких как медитация, ведение дневника, время с детьми, время на природе и т.д. Это поможет вам соединиться с самым святым для вас (вашим собственным вариантом истинного севера, со своими принципами) и отделять ваше самоощущение от вашего положения. Тогда вы сможете испытывать вдохновение без привязанности, исполнение желаний без эго и покой без пассивности. :o)



Комментариев нет:

Отправить комментарий